Елена Хотенко: Новый кодекс нужен

31 Липня 2019

Елена Хотенко, глава совета Института налоговых реформ, вице-президент Ассоциации налогоплательщиков Украины – о том, какой Налоговый кодекс нужен бизнес

Эксперты констатируют: качество налогового законодательства в Украине удручающе низкое, оно не соответствует экономическим реалиям и не способствует привлечению новых инвестиций. Перманентные изменения в Налоговом кодексе неоднозначны, и часто не учитывают интересы не только бизнеса, но и государства, они приводят к увеличению документооборота и усложнению администрирования налогов.

Такая ситуация стала катализатором того, что бизнес-сообщество устало ждать решительных действий власти и само выступило в качестве инициатора разработки и обсуждения нового Налогового кодекса Развития (ПКР). В связи с этим возникает как минимум два вопроса, которые интересуют общественность: “каким будет новый Налоговый кодекс“ и “Какие принципиально новые черты он привнесет в налогообложение“?

Попробуем максимально точно и лаконично ответить.

Представленный ПКР предлагает изменения в администрировании практически всех общегосударственных и местных налогов. Он в полной мере удовлетворяет приоритеты бизнеса.

Больше всего внимания уделено снижению налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. В частности, предлагается:

  • отмена военного сбора;
  • объединение налоговой отчетности по НДФЛ и ЕСВ, внедрение суммарной ставки в размере 20% вместо действующей на сегодня 41% (18% НДФЛ + 1,5% ВС + 22% ЕСВ);
  • внедрение 50% налоговой социальной льготы размера минимальной заработной платы (МЗП) к сумме пяти МЗП (сейчас такая льгота – 50% прожиточного минимума к сумме одного прожиточного минимума, скорректированного на коэффициент 1,4);
  • применение повышенной ставки НДФЛ к большим по размеру заработным платам;
  • введение единой ставки НДФЛ для пассивных доходов – 15% вместо действующих 5%, 9% и 18%;
  • полная отмена налогообложения пенсий и стипендий;
  • увеличение размера налоговой скидки на обучение с трех до 12 МЗП;
  • отмена ЕСВ для студентов-практикантов с введением ограничений по численности таких работников;
  • отмена обязанной уплаты ЕСВ “спящими“ ФОПами;
  • отмена двойной системы уплаты ЕСВ совместителями, но с возможностью их добровольного участия;
  • включение в месячный налогооблагаемый доход сумм, которые получены за сданный (проданный) лом черных и цветных металлов;
  • введение т. н. “индивидуальной деятельности“ с уплатой ЕСВ и НДФЛ в размере 5% без обязательного учета доходов-расходов и подачи налоговой отчетности.

Приоритеты бизнес-сообщества в части налога на выведенный капитал, ликвидации налоговой милиции, институциональной реформы фискальных органов и сохранения упрощенной системы налогообложения также нашли поддержку в рамках ПКР.

Предусмотрены и отдельные изменения в упрощенной системе налогообложения. Предлагается: для третьей группы ЕН в течение трех лет ежегодно повышать ставку единого налога на 1 п. п. с одновременной отменой обязанности уплаты ЕСВ (то есть с 3% до 6% и с 5% до 8%); для четвертой группы увеличить ставку ЕН на коэффициент 1,58 в связи с отменой на пять лет индексации нормативной денежной оценки земель; обязать упрощенцев третьей группы уплачивать земельный налог.

Еще ПКР предлагает реформы в рамках других налогов и сфер налогообложения.

НДС: сокращение перечня операций, которые освобождены от налогообложения, систематизация общих требований к составлению и регистрации налоговой накладной.

Для акцизного налога нужен пересмотр перечня подакцизных товаров путем его сокращения в части отдельных видов транспортных средств и его расширения для топлива и добавок к топливу.

Применительно к налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, нужна отмена права местных советов устанавливать льготы по налогу, расширение объектов налогообложения за счет включения в их число промышленных зданий (цеха, склады) и объектов недвижимости, находящихся в собственности религиозных организаций.

В отношении платы за землю надо внедрять предельный размер ставок земельного налога для с/х земель – не менее 0,8% их нормативной денежной оценки вместо 0,3%;

Также запланировано проведение одноразового декларирования имущественного положения, активов (доходов) физических лиц с предоставлением налогоплательщикам некоторых госгарантий; введение оптимальной модели налоговой амнистии и трехлетнего моратория на внесение изменений в Налоговый кодекс в части увеличения ставок налогов и сборов.

Таким образом, разработка и принятие нового Налогового кодекса Развития приведет к созданию и систематизации нормативно-правовых основ налоговой системы, обеспечит формирование прочной базы для дальнейшего ее развития и будет стимулировать активизацию предпринимательской деятельности. Напомним, беспредел днепропетровских налоговиков довел до акций протеста.

Источник: http://dengi.ua/blog/309632-Elena-Hotenko–Novyj-kodeks-nuzhen
© Dengi.ua

Автор: admin

Свіжі статті

Елена Хотенко: Новый кодекс нужен

31 Липня 2019

Эксперты констатируют: качество налогового законодательства в Украине удручающе низкое, оно не соответствует экономическим реалиям и не способствует привлечению новых инвестиций. Перманентные изменения в Налоговом кодексе неоднозначны, и часто не учитывают интересы не только бизнеса, но и государства, они приводят к увеличению документооборота и усложнению администрирования налогов. Такая ситуация стала катализатором того, что бизнес-сообщество устало ждать […]

Основні показники ролі малого та середнього бізнесу в економіці Нідерландів та Німеччини

16 Жовтня 2018

Податки та внески на обов’язкове страхування в Нідерландах утримуються працедавцем з заробітної плати працівника (таблиця для 2018 р.): Додатково до внесків з заробітної плати працівника на державне соціальне страхування працедавець сплачує 18,96 % як внесок на державну систему соціального страхування. Податок з доходів фізичної особи в Німеччині є прогресивним і утримується працедавцем при виплаті заробітної плати: […]

Особливості оподаткування в Німеччині

8 Жовтня 2018

Як відмічається в огляді “Оподаткування в Німеччині та інвестиції 2017”, підготовленому компанією Deloitte, “більшість типів стимулювання інвестиційної чи операційної діяльності в Німеччині здійснюється шляхом прямого субсидіювання за допомогою видачі грантів, надання позик за зниженими відсотками, надання публічних гарантій або надання державою фінансових ресурсів в обмін на надання прав на частину прибутку при його розподілі (silent […]